У меня как обычно две истории сразу - одна личная, другая нет. 1. Поскольку 2022 год среди меня объявлен годом лебедей (см. предыдущий пост), показываю прошлогоднюю пьесу про то, что лебедям иногда тоже бывает плохо. Вообще-то лебедям плохо всегда. Попробуйте вспомнить сюжет, в котором есть лебедь и у него по ходу рассказа всё прекрасно. Трудно, правда? За что-то рассказчики лебедей не любят. (Впрочем, они никого не любят.) Я решил немного эту проблему сконденсировать, когда сочинял - и как только стало ясно, что герой не выживет, работа сразу пошла легко. Трудно сказать, где именно он погибает. Скорее всего, еще до начала. А вся пьеса - это тибетские миры Бардо, бесконечное путешествие по стране мертвых. Это мой первый опыт работы с серьезной электроникой - со всеми плюсами (восторг неофита, всё работает, ура) и минусами (технические идеи довольно очевидные, при этом музыке кое-где мешают). По сути, это этюд, упражнение в искусстве составлять несложные патчи в Pure Data. В пьесе несколько отсеков, каждый из которых сначала был отдельным проектом, а потом всё склеилось вместе - и вот. Много рандома, иногда в несколько слоев. Состязание человека и компьютера. Восьмибитный Чайковский и не до конца побежденная latency. Синтезированный звук с 16 плавающими гармониками. Колокола, сэмплы с переменной скоростью и финальный полет ракеты, который ничем хорошим не заканчивается. Наверное, единственное неочевидное место - пара минут, начиная с 6:10. Там пассажи на клавиатуре трансформируются в контур фоновой звуковой волны. По сути, я пальцами рисую звук, перевожу макровремя в микровремя (по заветам Гризе). Должно быть наглядно, если выводить на экран меняющуюся форму волны - а без иллюстрации звучит несколько хаотично. Что с этим делать, я пока не придумал. Возможно, эта идея больше подходит для фри-импровизаций, чем для фиксированной композиции. Да и вся пьеса в целом балансирует на грани с импровизацией (и вышла в записи раза в полтора длиннее, чем я ожидал). Тем интереснее будет послушать ее в исполнении разных пианистов. Для начала - хотя бы просто в исполнении пианиста, а не (как-то) играющего композитора. И тут мы переходим к пункту два. 2. Грядет величественное. Nikolay Popov и Alexander Khubeev решили сделать апгрейд своего проекта "Биомеханика" и превратили его в фестиваль. Мультимедийный фестиваль "Биомеханика" Есть ощущение, что для тех, кто что-нибудь в чем-нибудь понимает, это будет фестиваль года. В три дня и пять концертов уместился десяток сочинений европейских хитмейкеров цифрового поколения - Шуберта, Биля, Крайдлера и других - но это не новость. Важнее то, что на фестивале будут, кажется, вообще все, кто в России делает хоть что-то заметное в области мультимедийной композиции, электроники, алгоритмической музыки итп. Причем не только композиторы, но и исполнители. Впрочем, нет, не все, конечно. Но многие, очень многие. Консолидации такого уровня прежде не было. На наших глазах формируется групповая идентичность и за этим ужасно интересно наблюдать. Я не так часто выбираюсь в Москву на концерты, только по особым поводам. Но на эти три дня прямо хочу приехать. И хотел бы, даже если бы моей пьесы в программе не было. А она там внезапно есть. Да, в программу удивительным образом попал даже я, по сути, запрыгнул в последний вагон - как раз с "Лебедем". Играть его будет (лучше сядьте) Андрей Коробейников. Да, тот самый. Т.е., например, 5 февраля он вместе с Березовским, Фавориным, Маслеевым, Шишкиным и другими играет на гала-концерте в Мосфилармонии Скрябина. А 1 февраля - играет в концерте "Биомеханики" меня. Самому удивительно это писать, но факт налицо. Так что послушайте видео в качестве анонса - а потом приходите на концерты. Там и увидимся.